Юридическая природа форс-мажора

Юридическая природа форс-мажора
Термин "форс-мажор" (force majeure) в переводе с французского означает "непреодолимая сила", однако в теории отечественного права существует мнение (к которому также в некоторой мере склоняется и Высший хозяйственный суд Украины в Письме №01-2. 2/279 от 09.09.2001 г.), что данные термины не следует отождествлять. Под понятием "непреодолимой силы" следует понимать лишь стихийные природные явления, тогда как "форс-мажор" – категория более широкая, которая кроме природных явлений также может включать общественно-политические, социальные и иные явления, которые стороны сами определяют в договоре как основание для неисполнения обязательств на период действия таких обстоятельств. Законодательство Украины не дает четкого определения форс-мажорных обстоятельств. Данный термин раскрыт в ряде нормативно-правовых актов, в том числе в Законах Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины", Постановлении НКРЭ № 28 от 31.07.1996 г. "Об утверждении правил пользования электрической энергией" и прочих, однако приведенные в указанных нормах определения не являются достаточно точными, распространяются только на определенную "узкую" сферу правоотношений и в некоторой мере противоречат друг другу. Действующий Гражданский кодекс не дает определения форс-мажора, а непреодолимая сила определена п. 1 ч. 1 ст. 263 как чрезвычайное и непреодолимое в данных условиях событие. Кроме того, ст. 617 ГК Украины указывает, что "лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы". Хозяйственный кодекс Украины также не определяет понятия форс-мажора, однако раскрывает понятие непреодолимой силы. Ч. 2 ст. 218 ХК Украины гласит в частности следующее: "... В случае, если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Не считаются такими обстоятельствами, в частности, нарушение обязательств контрагентами правонарушителя, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств". То есть, определив понятие непреодолимой силы, законодатель не раскрыл в основных нормативных актах, которые регулируют гражданские и хозяйственные отношения, гораздо более широкое понятие форс-мажора. Вместо этого ч. 4 ст. 219 ХК Украины устанавливает следующее: "Стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств являются основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства вследствие данных обстоятельств, а также порядок удостоверения факта возникновения таких обстоятельств". Таким образом, заключая договор, стороны имеют право самостоятельно определить, при наступлении каких обстоятельств они будут освобождены от ответственности за неисполнение обязательств по данному договору. При этом такие обстоятельства должны соответствовать следующим критериям:     - данное обстоятельство должно быть чрезвычайным, т.е. несмотря на то, что факт его наступления возможно предположить, время, место, продолжительность, последствия такого обстоятельства предугадать невозможно;     - данное обстоятельство должно находиться вне контроля стороны и не быть связанным с ее действиями;     - сторона не могла своими разумными действиями предотвратить или преодолеть это препятствие;     - должна присутствовать причинно-следственная связь между наступлением такого обстоятельства и невозможностью исполнить обязательства по договору;     - факт наступления такого обстоятельства должен быть удостоверен определенной сторонами компетентной организацией. К подобным обстоятельствам стороны обычно относят: а) стихийные бедствия, такие как ураганы, циклоны, землетрясения, цунами, наводнения, разрушения в результате молнии, засухи, обледенения; б) военные действия, гражданские беспорядки, пиратство, саботаж; в) взрывы, пожары; г) бойкоты, забастовки и локауты; д) законные и незаконные действия властей, в т.ч. принятие ими определенных нормативных актов. Определив перечень обстоятельств, которые они относят к форс-мажорным, стороны должны также четко определить, какая именно организация должна подтверждать факт наступления таких обстоятельств. Однако это может вызвать существенные трудности, т.к. перечень видов возможных чрезвычайных обстоятельств необычайно широк, как широк и перечень организаций к компетенции которых такие обстоятельства относятся. Исходя из этого в мировой договорной практике принято подтверждать факт наступления и период действия любых видов форс-мажорных обстоятельств заключениями Торговых палат стран или регионов, на территории которых возникло соответствующее обстоятельство. Данная практика была перенята и Украиной. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине", Торгово-промышленная палата Украины подтверждает обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Украине. Необходимо отметить, что кроме освобождения в указанных случаях сторон договора от гражданско- и хозяйственно-правовой ответственности за неисполнение условий договора,  действие непреодолимой силы и наличие форс-мажорных обстоятельств в соответствии с законодательством является также основанием для:    - приостановления течения сроков исковой давности (п. 1 ч. 1 ст. 263 ГК Украины);    - отсрочки налоговых обязательств (п. 14.2.2 ст. 14 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");    - освобождения от ответственности за ряд таможенных правонарушений (ст. 321 Таможенного кодекса Украины);    - приостановления сроков зачисления выручки или поступления импортируемой продукции по внешнеэкономическим контрактам (ст. 6 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте");    - приостановления действия специальных санкций, предусмотренных Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" (п. 4.15 Положения о порядке применения к субъектам ВЭД специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности"). Однако, следует принять во внимание, что в отличие от освобождения сторон договора от гражданско-правовой ответственности за неисполнение условий договора вследствие форс-мажорных обстоятельств, когда стороны могут сами предусмотреть в договоре порядок подтверждения таких обстоятельств и орган, подтверждение которого будет для них достаточным, для освобождения субъекта хозяйствования от административно-правовой ответственности, в частности от санкций, взимаемых в перечисленных выше случаях органами Государственной налоговой службы Украины, факт наступления форс-мажорных обстоятельств должен быть подтвержден:    - Торгово-промышленной палатой Украины – наступление форс-мажорных обстоятельств на территории Украины; уполномоченными органами (чаще всего также Торговыми палатами) иных государств – наступление форс-мажорных обстоятельств на территории этих государств, причем такое заключение должно быть легализировано консульскими учреждениями Украины в данных странах;    - нормативными актами Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины (относительно введения в отдельных регионах Украины чрезвычайного положения, признания таких регионов пострадавшими от стихийного бедствия). Таким образом, при заключении хозяйственных договоров и внешнеэкономических контрактов, сторонам необходимо чрезвычайно внимательно подходить к оговорке о форс-мажорных обстоятельствах и с максимальной тщательностью прописывать перечень обстоятельств (особенно общественно-политического, экономического и социального характера, так как их по вышеуказанным причинам нельзя прямо отнести к непреодолимой силе), наступление которых будет освобождать стороны от ответственности за неисполнение обязательств, либо сослаться на документ, который содержит перечень таких обстоятельств. Например, на оговорку о форс-мажоре Международной Торговой Палаты (публикация МТП № 421 Е). Также с учетом положений действующего законодательства, стороны должны определить организацию, заключение которой будет достаточным подтверждением форс-мажора. Не следует забывать, что нарушение обязательств контрагентами стороны, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств в любом случае не может быть признано форс-мажором. Источник: www.kcci.kharkov.ua
19:27
722
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...